Особенности вторичного рынка автомобилей

Особенности воздействия вторичного рынка автомобилей на состояние окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Е. Г. Цыплакова, Ю. Г. Янкевич, В. Г. Цыплаков

Анализ климатических условий и их влияние на экологоэкономический ущерб при эксплуатации автотранспорта

Анализ эколого-экономической эффективности применения предпускового подогрева двигателя автомобиля при зимней эксплуатации

Вопросы обеспечения эколого-экономической безопасности безгаражного хранения автомобилей (на примере Севера России)

Снижение экологической опасности автотранспорта при безгаражном хранении в зимнее время года в зоне жилой застройки

Текст научной работы на тему «Особенности воздействия вторичного рынка автомобилей на состояние окружающей среды»

области, направленных на создание, ремонт и реконструкцию туристских ресурсов и объектов туристской индустрии [5].

Учитывая местоположение Гдовского района, можно предположить, что развитие его инфраструктуры будет происходить, как приграничного.

1. Гдовский район [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды. – URL: http://priroda.pskov.ru/gdovskiy-rayon-0. (дата обращения 10.10.2016).

2. Инвестиционный паспорт Гдовского района Псковской области [Электрон. ресурс] // Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию. – URL: http://gkt.pskov.ru/gdovskii-raion-0 (дата обращения: 21.10.2016).

3. Каталог брендов. Минеральная лечебно-столовая вода «Гдовская». [Электрон. ресурс] // Drinkinfo. – URL: http://drinkinfo.ru/brand/mineral-naya-lechebno-stolovaya-voda-gdovskaya (дата обращения 21.10.2016).

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действ. ред., 2016 г.). [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_52144/

5. О туристской деятельности в Псковской области: закон Псковской области от 26 дек. 2013 г. №1351-03. [Электрон. ресурс] // Архив документов Псковской области. – URL: http://pskov-gov.ru/doc/28565.

6. Оценка численности постоянного населения по муниципальным образованиям Псковской области на 1 января 2015 г. [Электрон. ресурс] // Статистика населения Псковской области. – URL: http://pskovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pskovstat/resources/5079820047 9ab2b8a5bfa5ed3bc4492fZnas150402_1.htm (дата обращения 21.10.2016).

7. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Гдовский район» до 2020 г. [Электрон. ресурс] // Регионы и города – стратеги. – URL: http://www.city-strategy.ru/regions/regions.php? regions_id=27.

Е. Г. Цыплакова, Ю. Г. Янкевич, В. Г. Цыплаков

Особенности воздействия вторичного рынка автомобилей на состояние окружающей среды

Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации отражает технико-экономический потенциал развития общества и степень удовлетворения социальных потребностей населения в транспортных услугах, а с другой – он обусловливает увеличение масштаба негативного воздействия на окружающую среду и нарушение экологического равновесия.

Сегодня к числу основных объектов загрязнения окружающей среды относится загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом. С каждым годом количество автотранспорта растет, а следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ. Постоянный рост количества автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. В настоящее время объем вредных выбросов в атмосферу существенно увеличился в связи со значительным увеличением количества старых автомобилей, особенно иностранного происхождения [3, 4, 5].

На сайте Минпромторга сказано, что большинство автомобилей в России эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Следствием этого является их низкая техническая надежность: по мере роста пробега усталостные напряжения в конструкции возрастают в 1,4-2,5 раза. Данный факт повышает вероятность внезапных поломок и последующих аварий. Кроме того, в силу моральной и физической старости такие машины не соответствуют нормам пассивной, активной и экологической безопасности.

Автомобильными двигателями выделяются в воздух городов более 95 % оксида углерода, около 65 % углеводородов и 30 % оксидов азота. Количество выделяемых в окружающую среду вредных веществ зависит от численности, структуры и возраста автомобильного парка, а также от технического состояния автомобилей и в первую очередь их двигателей. Поэтому в рамках данной работы представилось целесообразным провести анализ вторичного рынка автомобилей и рассмотреть его негативное воздействие на окружающую природную среду.

Вторичный рынок автомобилей – один из наименее исследованных в российской экономике, но в то же время не менее значимый, так как благодаря постоянному приросту величины автопарка увеличивается и объем перепродаваемых автомобилей. Стабильный спрос на автомобили на первичном рынке приводит к повышению уровня автомобилизации страны и, как следствие этого, к расширению парка автомобилей, которые через 3-5 лет попадают на вторичный рынок. Оборот вторичного рынка достигает 10 % бюджета Российской Федерации. В то же время повышенный уровень автомобилизации приводит к значительному ухудшению параметров окружающей среды.

Как указано в работе [1], российский парк автомобилей более старый, чем в развитых странах, соответственно, более возрастным является и рынок подержанных машин. В Германии более 20 % рынка приходится на автомобили в возрасте до 3 лет. В России же такие свежие машины перепродают всего 7 % участников рынка. Впрочем, у России и развитых стран схожие показатели продаж совсем старых автомобилей: как и в Германии на перепродажу авто-

мобилей старше десяти лет у нас приходится порядка 40 % всего рынка. Но при этом, в отличие от Германии, в России по возрастным показателям наблюдается сильный региональный дисбаланс. Так, по данным «Автостата», в Москве более 50 % рынка приходится на перепродажи автомобилей в возрасте до 5 лет, а, например, в Сибири или на Дальнем Востоке этот показатель вдвое меньше – порядка 25 %.

Расширению вторичного рынка автомобилей способствует и падение реальных доходов населения. В 2014 г. инфляция в России составила 11,4 %, за 10 месяцев 2015 г. ее уровень уже достиг 12,05 %, тенденция получения доходов у населения резко снижается, и люди не торопятся тратить свои накопления на дорогостоящие автомобили и принимают решение о покупке автомобилей на вторичном рынке.

Как показал анализ литературы, рынок подержанных иномарок сегодня пополняется в основном за счет перепродажи, а не импорта.

Читайте также:
Что лучше сделать: починить или заменить?

Иномарки отличаются более высоким ресурсом по сравнению с отечественными автомобилями, позволяющим им дольше пребывать на рынке, однако они не всегда приспособлены к эксплуатации в суровых российских климатических условиях, что также способствует повышенному износу и, как следствие, ухудшению их экологических параметров.

Как показал анализ литературы, для дилеров наиболее привлекателен возрастной диапазон автомобилей с пробегом до 7 лет. Доля продаж именно в этом (целевом) сегменте с 13 % в 2012 г. выросла до 17,4 % по итогам 2014 г. [2]. Наиболее ликвидными среди подержанных автомобилей остаются автомобили в возрасте до 5 лет. Их доля постепенно увеличивается и составляет 27 % в общем объеме автопарка России.

Наибольшим спросом в РФ пользуются седаны (36 % продаж), хэтчбэки (15 %), внедорожники (14,5 %), минивэны (13,5 %), универсалы (9 %). Среди подержанных автомобилей российского производства наибольшим спросом пользуется Lada [1].

По данным Минпромторга, на сегодняшний день в России парк легких коммерческих автомобилей типа «Газели» возрастом старше восьми лет составляет 64 % от всего количества этого вида транспорта, доля средних грузовиков возрастом более 10 лет – 52 %, больших грузовиков – 76 %, автобусов – 57 %.

Таким образом, развитие автомобилизации и увеличение парка автомобилей вторичного рынка приводит к необходимости учитывать все новые и новые параметры: состав транспортного потока, скоростной режим его движения, техническое состояние транспортных средств, типы двигателей, сортность топлива и т. д., так как эти факторы определяют количество и состав поступающих в окружающую среду вредных веществ. При этом большое внимание необходимо уделять техническому состоянию отдельных систем двигателя

и трансмиссии автомобиля в целом в процессе технической эксплуатации, оказывающим значительное влияние на его экологию и эксплуатацию, так как чем старше автомобиль, тем более негативное воздействие на окружающую среду он оказывает.

Среди основных критериев выбора подержанного автомобиля является год выпуска, количество владельцев, пробег и его техническое состояние. Техническое состояние транспортных средств оказывает заметное влияние на выброс вредных веществ. Отказы по основным агрегатам распределены следующим образом: система питания – 38 %, двигатель – 26 %, система зажигания – 21 % и трансмиссии – 15 %. Только из-за отсутствия необходимой регулировки карбюратора бензинового двигателя внутреннего сгорания выброс оксида углерода может возрасти в 4-5 раз [3, 4, 5].

Рассматривая вопросы технического состояния автомобилей, следует учитывать климатические условия конкретного района с целью увеличения надежности при эксплуатации автомобилей, особенно «старых», и уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. Наша страна – самая северная, 60 % ее территории относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям и такие природные факторы, как отрицательная температура, ветер, давление, влажность, снег и т. д., существенно влияют на организацию эксплуатации, хранение автомобилей, их технико-экономические и экологические показатели.

Основным показателем, характеризующим климатические условия, является температура наружного воздуха, оказывающая непосредственное влияние на физико-химические свойства эксплуатационных материалов, а следовательно, на пусковые качества и работу двигателей и других агрегатов автомобилей, и их воздействие на состояние окружающей среды [3, 4, 5].

Наименьшее количество оксида углерода, углеводородов и окислов азота выбрасывается автомобилями при температуре окружающей среды 20°С. С увеличением температуры усиливаются процессы испарения топлива, что приводит к увеличению концентрации вредных веществ в ОГ автомобиля. Действие вредных веществ усиливается летом в условиях высоких температур, повышенной солнечной радиации. Составы агрегатов и эксплуатационных материалов усложняют обслуживание автомобиля, уменьшают его надежность, увеличивают интенсивность изнашивания автомобилей, их агрегатов и механизмов, затрудняют пуск двигателей, увеличивают время прогрева двигателя, ухудшают экономичность (увеличивают расход топлива), что приводит к увеличению концентраций вредных веществ в Ог автомобиля. На основании обобщения данных, полученных при испытаниях в различных лабораториях Западной Европы на двигателях, было установлено, что при температуре окружающей среды минус 10о эмиссия СО при пус-

ке холодного двигателя в 5 раз больше, чем при пуске прогретого, СН – в 3 раза больше, NОx – 1,4 раза больше.

Особенно труден при зимней эксплуатации машин пуск холодного двигателя. Каждый пуск и прогрев двигателя при температуре +5о С дает такой же износ, как и при пробеге автомобиля с прогретым двигателем, равном 30-40 км. При пуске же холодного двигателя с вязким маслом на морозе износ может быть равноценным износу за пробег автомобиля 200-250 км. Многочисленными исследованиями и практикой установлено, что износы при пуске и прогреве плохо разогретого двигателя составляют большую часть (свыше 60 %) общих износов за все время эксплуатации автомобиля. Каждый пуск двигателя зимой без предварительного разогрева приводит к весьма интенсивному образованию износов основных деталей: цилиндров, поршневых колец, шеек коленчатого вала и др, что в свою очередь способствует увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу [3, 4, 5].

В процессе эксплуатации текущие неисправности, износ деталей и нарушения регулировки приводят к ухудшению показателей токсичности и топливной экономичности, особенно при эксплуатации автомобиля в зимних условиях. Изменение интенсивности изнашивания, естественно, влияет на показатели надежности и экологичности. Снижение надежности машин при отрицательных температурах вызывается рядом причин. В первую очередь эти причины приводят к увеличению частоты пусковых отказов, снижению долговечности элементов машин, ухудшению ремонтопригодности, что в свою очередь приводит к ухудшению показателей токсичности и топливной экономичности.

В условиях отрицательных температур снижается мощность двигателя и увеличивается расход топлива, что объясняется переохлаждением и неприспособленностью некоторых двигателей для эксплуатации в условиях отрицательных температур.

Таким образом, преждевременный износ и недостаточный технический уровень автомобильной техники, особенно подержанных автомобилей, приводит к перерасходу до 12-15 % топлива, а следовательно, и увеличивает на 15-20 % объем вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, преждевременный износ деталей и агрегатов из-за негерметичности приводит к непосредственному загрязнению окружающей среды канцерогенными продуктами сгорания.

Читайте также:
Как правильно переехать «лежачего полицейского»

Как показал анализ литературных данных, при эксплуатации автомобиля с отклонениями параметров технического состояния от нормативных расход топлива может возрасти на 40 %, а токсичность отработавших газов – в несколько раз [3, 4, 5].

В карбюраторных двигателях автомобилей эти показатели снижаются: из-за отклонений в системе питания – на 30. 40 %, в системе зажигания – на 25.30 %, в механической части двигателя -на 20.25 %, в трансмиссии и ходовой части – на 15 %. Наибольшее влияние на превышение выбросов СО оказывает нарушение регу-

лировок в системе питания: нормы стандарта могут быть превышены на 70 % и более.

В дизельных двигателях практически любая неисправность топ-ливоподающей системы влияет на дымность отработавших газов. Это закоксовывание сопловых отверстий и деформация струй топлива, неравномерность цикловой подачи по цилиндрам, уменьшение давления впрыска. Увеличение цикловой подачи сверх номинальной на 25 % увеличивает дымность отработавших газов на 40 %. В результате естественного износа деталей топливной аппаратуры расход топлива к моменту исчерпания ресурса возрастает на 8. 10 %, дымность – на 20. 30 %. С понижением температуры окружающего воздуха показатели токсичности увеличиваются.

Поддержание двигателей и автомобилей в технически исправном состоянии – одно из основных, но далеко не единственное условие при их эксплуатации. Выбросы вредных веществ и расход топлива в значительной степени зависят от «возраста» автомобиля и соблюдения правил использования автомобилей, включающих в себя качество применяемых топлива и смазки, норм их расхода, использования рациональных методов и приемов вождения автомобиля, методы хранения подвижного состава и ряда других факторов, зависящих от водителей и обслуживающего персонала. От этого зависит количественный состав отработавших газов, а следовательно, их токсичность, которую определяют оксиды углерода, азота, альдегиды, углеводороды, сажа, нитродиалкиламины.

Увеличение концентрации вредных выбросов в атмосферу, как правило, сопровождается следующими последствиями [3, 4, 5]:

– общий вред: неприятные запахи, уменьшение видимости;

– воздействие на здоровье людей: раздражение дыхательной системы, органов зрения, общеотравляющий эффект, мутагенный и канцерогенный эффекты;

– воздействие на окружающую среду: загрязнение и порча материалов, коррозия, снижение урожаев сельхозкультур и т. д.

Некоторые из этих вредных последствий очевидны и проявляются сразу, в результате чего источники их легко установить и указать конкретно, какие автотранспортные средства, каких типов и где вызывают отрицательный эффект. Другие последствия, напротив, проявляются через некоторое время, в результате чего невозможно точно установить долю ответственности автомобиля, вызвавшего это негативное явление. Например, не всегда есть прямая связь между увеличением выбросов автотранспортом окислов азота и ростом респираторных заболеваний. Наконец, некоторые последствия загрязнения атмосферы автомобильным транспортом могут проявить себя только по прошествии очень значительного времени и установить их количественную связь с автомобильным транспортом либо очень трудно, либо в силу недостаточных научных представлений о механизме явления вообще не представляется возможным.

Как показал проведенный анализ, характер и степень воздействия вредных выбросов автомобильного транспорта на человека в различных условиях и при различных концентрациях неодинаковы и зависят от температуры воздуха, давления, влажности, скорости ветра и т. п. 30 % заболеваний горожан непосредственно связаны с загрязненностью воздуха выхлопными газами.

Таким образом, чтобы снизить негативное воздействие вторичного рынка автомобилей на окружающую среду, целесообразно рассмотреть возможность применения следующих мер:

1) увеличение источников финансирования и продление программы обновления автомобильного парка;

2) разработку программы снижения эффективной ставки по автомобильным кредитам;

3) направление по снижению стоимости владения автомобилем, в том числе изменение схемы расчета транспортного налога с целью стимулирования покупки автомобилей с низким уровнем выбросов (возможно только для новых автомобилей и на определенный срок);

4) увеличение государственных закупок автомобилей российского производства;

5) ужесточение требований технических регламентов в части требований к топливу, экологическим стандартам, утилизации (до создания полноценной отрасли переработки вышедших из эксплуатации транспортных средств). Кроме того, необходим постоянный пересмотр требований технических регламентов ввиду повышения уровня развития автомобильной техники. Необходимо также ужесточение мер контроля технического состояния автомобилей;

6) льготные налоговые условия в отношении автомобилей, соответствующим установленным экологическим требованиям;

7) коэффициент для ставок ОСАГО, позволяющий дифференцировать стоимость ОСАГО от возраста автомобиля;

внедрение механизма авторециклинга.

Данные меры позволят не только снизить их негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, но и обновить парк автомобилей, повысить их техническое состояние.

1. Аналитика [Электрон. ресурс] // Опубликовано на сайте «Автостат». -URL: http://www.autostat.ru/analytics/ (дата обращения: 06.11.2015).

2. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Рынок подержанных автомобилей. Перспективы и пути развития // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. – 2014. – № 4 (30). – С. 157-160.

3. Потапов А.И., Хватов В.Ф., Цыплакова Е.Г. и др. Пути решения экологических проблем автотранспорта. – СПб.: Гуманистика, 2006. – 650 с.

4. Потапов А.И., Цыплакова Е.Г., Янкевич К.А. Основы защиты окружающей среды в мегаполисах: учеб. пособие. – СПб.: Политехника-принт, 2016. – 560 с.

5. Цыплакова Е.Г. Контроль и мониторинг воздействия стационарных и нестационарных энергетических установок на окружающую среду северных территорий. – СПб.: Нестор-история, 2011. – 560 с.

Особенности вторичного рынка автомобилей

Участники конференции «Росавтодилер-2011», проходившей в конце августа на Московском международном автосалоне, уделили особое внимание рынку подержанных автомобилей. На вторичном рынке страны Новосибирск занимает особое место. Какова роль нашего региона на рынке подержанных автомобилей? Какие б/у модели машин покупают новосибирцы? Об этом узнал наш корреспондент , побывавший на этой конференции.

Разобраться и понять ситуацию на вторичном автомобильном рынке – такую цель поставили российские автодилеры, собравшиеся на главной автомобильной выставке страны. Они отмечали, что не освоили пока этот огромный и практически неконтролируемый организованными игроками сегмент, где в настоящее время преобладают продажи с рук и по объявлениям. Для автодилеров – это «непаханое поле». В западных странах автовладелец, который хочет обменять или продать автомобиль – давно избавлен от этой «головной боли» – все проблемы за него решают в автосалоне, куда он просто приезжает на автомобиле. Система trade-in там работает без сбоев. И не только.

Читайте также:
Что важно знать при покупке нового автомобиля

Вопрос престижа

Психологически комфортнее во всех отношениях владеть новым автомобилем из автосалона дилера. Однако по ряду причин не все могут это себе позволить. Одной из главных причин является цена приобретения новой машины. Поэтому приход части автолюбителей на вторичный рынок закономерен, который формирует стабильный и постоянный спрос на б/у автомобили.

Расчетливые европейцы, давно купающиеся в море предложений автомобильных концернов «не брезгуют» покупками б/у автомобилей. В ФРГ ежегодно продается около 6 млн б/у легковушек, в Великобритании еще больше – 6,9 млн, во Франции – более 5 млн, а в Италии – более 2,5 млн. Если же рассмотреть соотношение продаж новых и машин с пробегом, то наши северные соседи шведы и финны вообще не слишком озабочены вопросами престижа, несмотря на высокий достаток и высокие социальные гарантии. В Швеции на один проданный автомобиль в автосалоне приходится пять (!) б/у автомобилей, а в соседней Финляндии – четыре. На рынке Старого континента только в маленьком Люксембурге продается новых автомобилей больше, чем с пробегом. У нас аналогичная картина наблюдалась только один раз – в 2007-2008 г.г. в Москве. Доходы столичных жителей во время «тучных лет» позволили доминировать продажам новых автомобилей из салонов над привезенными б/у из Европы. Но этот порядок вещей не прошел испытание кризисом.

В целом же картина в России выглядит практически «по-европейски»: соотношение продаж «новый/подержанный» на авторынке, соответствует среднеевропейскому уровню, где в среднем на один проданный из автосалона новый авто приходится 2,4 подержаных.

Но это лишь первое и весьма усредненное сравнение.

Если же, копнуть поглубже, то обнаружатся сильные отличия. Во-первых, на отечественном рынке продавцом б/у техники выступает чаще всего конкретный владелец автомобиля – частное лицо. Он самостоятельно, исключив из процесса посредников, берет все заботы поиска покупателя на себя. На цивилизованном рынке стран старой Европы более половины таких продаж приходится на автосалоны, которые используют различные схемы продвижения: обратный выкуп, лизинг, прокат, работы с корпоративными парками и т.п. Поэтому доля дилерских центров во вторичных продажах доходит до 60% и выше.

Второе значимое отличие – возрастная структура парка. В Европе на рынке подержанных машин более «молодой» парк – более половины выставляемых машин на продажу имеют возраст менее 7 лет. Третье отличие – марочная структура рынка.

Разные рынки огромной страны

В прошлом году в России сменили владельцев более четырех миллионов легковых автомобилей. Это в совокупности в два с лишним раза больше, чем было продано новых автомобилей из автосалонов. Не уменьшились темпы вторичных продаж и в первой половине текущего года – уже более 1,9 млн авто сменили собственников. Особенностью вторичного рынка РФ является тот факт, что только 2% машин были поставлены напрямую из-за рубежа, остальные машины можно смело зачислить в категорию «с пробегом по стране». Таков результат введения практически заградительных пошлин в 2009 году, который резко снизил поток б/у машин из стран дальнего зарубежья. Соответственно, это стало причиной усиления внутренних перепродаж.

Сибирский федеральный округ занимает особое место в географии автомобильного рынка РФ. Здесь продается каждая седьмая б/у машина, и каждая шестнадцатая из автосалона. На конференции прозвучал вердикт – практически весь рынок новых автомобилей сосредоточен в Европейской части страны, а в Сибирском и Дальневосточном округах объем продаж новых автомобилей мал, и поэтому компенсируется подержанными машинами. Здесь еще недостаточно развита дилерская сеть, а в ряде крупных сибирских городов не присутствуют дилеры тех или иных марок. «Рыночная пустота» с успехом была заполнена большим числом б/у автомобилей из Японии, ввезенных в основном до 2009 года. Сейчас именно эти машины поддерживают высокие обороты на вторичном рынке. О чем свидетельствует и марочная структура вторичного рынка – более 70% рынка представлены японскими автомобилями (чаще с правым рулем), в Европейской части РФ их доля существенно ниже (30% в возрасте до 10 лет).

Японская школа торговли

Новосибирский регион с большим отрывом от регионов-соседей доминирует на вторичном рынке Сибирского округа и устойчиво обосновалась в ТОП-10 региональных рынков России. Как отмечали выступавшие, для всех областей и краев за Уралом характерна одна особенность – резкое доминирование вторичных продаж над первичными. В Новосибирской области за первое полугодие продано 13 тысяч новых и 53 тысячи подержанных машин.

По продажам б/у Toyota Новосибирская область занимает второе место в стране, несколько уступая лишь Приморскому краю. Владивосток и Новосибирск – два признанных центра продаж японских б/у автомобилей (табл. 2).

Новосибирцы подсели «на иглу» Toyota – так можно охарактеризовать ситуацию на авторынке во вторичном сегменте. В столице Сибири за первое полугодие продано практически 18 тысяч «тойот», и это примерно на 3 тыс. больше, чем продано автомобилей всех остальных японских марок вместе взятых. (табл. 3)


Такая же картина в соседнем Алтайском крае. В других областях Западной Сибири на первом месте отечественный бренд Lada, однако, вторую строчку занимает везде Toyota.

Новосибирские покупатели подержанных автомобилей в своем большинстве предпочли модель Toyota Corolla. На второй строчке популярности – Toyota Camry, еще один автомобиль из многочисленного семейства – Land Cruiser занял третью позицию, а на четвертом месте – Honda CR-V.

Toyota Corolla держала лидерство в НСО по продажам б/у иномарок и в прежние годы: в 2010 году было продано 4260 таких автомобилей, а в 2009-ом – 3098.

Читайте также:
Буксировка автомобиля

Главный секрет Toyota Corolla – в ее надежности, практичности и ремонтопригодности. В основном покупают автомобили 2001–2005 годов выпуска в ценовых пределах 350–450 тыс. руб. Без пробега по России сейчас ввозятся только автомобили не старше пяти лет, но ценники на такие Corolla уже подбираются к уровню 500–600 тыс. руб. и выше, что практически сопоставимо с ценой новой иномарки из салона. В ближайшей перспективе Toyota Corolla останется лидером продаж среди подержанных иномарок.

Пока спрос на праворульные автомобили из Японии в регионе остается высоким. Смогут ли воспользоваться этой высокой конъюнктурой официальные автодилеры? Вопрос остается открытым.

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала “Трансервис Автобизнес”

Особенности вторичного рынка по регионам РФ (Мы в Зарулем.рф)

Не секрет, что благосостояние жителей в столице гораздо выше, чем в большинстве российских регионов. Поэтому если москвичи и покупают подержанные машины, то относительно свежие и преимущественно престижных марок. А вот за МКАДом покупатели руководствуются соображениями дешевизны и надежности автомобиля.

Предпочтения жителей столицы существенно отличаются от общероссийских в силу более высоких доходов москвичей по сравнению с регионами. К такому выводу пришли аналитики PwC и «Avito Авто», которые сравнили марочную структуру вторичного авторынка в регионах. Так, подержанные машины некоторых брендов продаются в Москве гораздо лучше, чем за пределами МКАДа, и наоборот. К примеру, автомобили с пробегом марок Lada, ГАЗ и УАЗ у столичных покупателей особым спросом не пользуются — их доля в общем объеме реализации составляет менее 12%. А вот в глубинке отечественные машины занимают 35% вторичного авторынка.

Как отмечают эксперты «Avito Авто», столичный парк отечественных автомобилей с пробегом менее возрастной: в Москве продукция российского автопрома чаще отправляется на утилизацию, в то время как в регионах продолжает эксплуатироваться. При этом лидером продаж остается продукция АВТОВАЗа, хотя в Москве ладью на радиаторной решетке имеет каждый десятый подержанный автомобиль, а в целом по России — каждый третий.

По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, популярность бэушных Лад и «уазиков» в российских регионах объясняется их дешевизной, поскольку многие наши сограждане, в отличие от москвичей, других автомобилей просто не могут себе позволить. К тому же в пользу российского автопрома играет доступность сервисного обслуживания и запчастей. Как говорит эксперт, «отечественные машины можно отремонтировать в любой деревне».

Кстати, лидерство Лады на вторичке в Москве также во многом обеспечивают жители регионов. По оценкам аналитиков, более трети автомобилей с пробегом, купленных в столице, уезжает в самые разные уголки нашей страны.

«Московский регион традиционно был и остается „фабрикой подержанных машин“ для страны. Много отечественных автомобилей мы встречаем на улицах Москвы? Нет. Если кому-то может показаться, что я заблуждаюсь, езжайте в Уфу или Самару и почувствуйте разницу. В основном, в Москве это или новый модельный ряд, или совсем старые „шедевры“, загруженные арбузами или стройматериалами. Так или иначе, но большинство отечественных автомобилей Москвы и Подмосковья обретают нового хозяина в других регионах», — рассуждает директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Артем Самородов.

Дешевые понты

Впрочем, и иномарки с пробегом столичные покупатели выбирают иные, нежели жители регионов. Как известно, самыми востребованными на вторичке традиционно являются автомобили Toyota, чья доля превышает 13% в общем объеме продаж. А вот в Москве лидирует Mercedes-Benz с долей в 7,4%, вторую строчку делят BMW и Toyota, занимающие по 6,5% рынка. В целом доля премиум-сегмента на вторичном авторынке Москвы более чем в два раза выше, чем в глубинке — 28% против 12%.

Как отмечает директор по продукту CarPrice Роман Абрамов, Toyota снискала огромное уважение во всех городах России, особенно на Урале, в Сибири и в восточных регионах страны. Люди характеризуют автомобили Toyota как эталон надежности и приспособленности к российским реалиям среди иномарок. В Москве и Питере на первый план выходит еще один фактор — престиж. Как только у человека появляется достаточно средств, чтобы пересесть на свежий Mercedes-Benz или BMW, он, как правило, уже не готов менять эти ощущения на что-то утилитарное, даже если оно надежнее. В целом доля иномарок, и особенно премиум-сегмента, в Москве намного выше, чем в регионах, так как жители столицы могут себе позволить покупать более дорогие автомобили.

Способствует высокому спросу на подержанный премиум и постепенное наращивание доли дилерского сегмента на столичном рынке машин с пробегом. По словам экспертов «Avito Авто», это позволяет автолюбителям приобретать премиальные авто по более доступной цене и с определенными гарантиями.

Зачем в столице вседорожник?

Марочная структура вторичного авторынка в Москве и российских регионах сказывается и на доле сделок с подержанными автомобилями по классам. Так, в России в целом наибольшим спросом пользуются автомобили B- и C-класса (их доля — 67%), тогда как в столице они занимают менее половины рынка (49%). А вот доля автомобилей среднего и бизнес-класса здесь, напротив, гораздо выше — 18% против 10% в регионах. Таким образом, в Москве наблюдается более равномерное распределение сделок по классам.

«Перекос в сторону B- и C-класса в регионах обусловлен тем, что в этих сегментах сконцентрировано большинство недорогих автомобилей, а также отечественных. То есть распределение по классам является, скорее, не желаемым выбором людей, а финансовыми возможностями и выбором марок соответственно», — констатирует Роман Абрамов.

Стоит отметить, что сегмент SUV на вторичке Москвы также несколько больше, чем в целом по стране — 28% против 20%, хотя качество дорог в глубинке, безусловно, не идет ни в какое сравнение со столичными автомагистралями. При этом доля компактных кроссоверов у них одинаковая — 11%, а вот в среднеразмерным и полноразмерным SUV Москва уже уходит в отрыв. К примеру, Toyota Land Cruiser занимает здесь 12%, тогда как в регионах — лишь 5%. По словам Артема Самородова, это объясняется опять же финансовыми возможностями москвичей, а также наличием у них загородной недвижимости, куда часто удобнее добираться на большом автомобиле.

Читайте также:
Секретные буквы в вашем автомобиле

«В Москве вседорожники покупают скорее ради престижа, чем для преодоления бездорожья. Качество дорог и погодные условия позволяют передвигаться 350 дней в году даже на спортивном автомобиле с задним приводом. Многие зимой закрывают крышу и ездят на кабриолетах. Но это, конечно, не получится делать с такой же небрежностью, как на большом черном джипе», — комментирует Роман Абрамов.

Возрастная структура вторичного авторынка в Москве и российских регионах также существенно отличается. Так, в столице высокую долю занимают автомобили до 5 лет (33%), а в регионах — старше 10-ти (40%). При этом возрастной сегмент от 5 до 10 лет примерно одинаковый — 44% и 42% соответственно. Таким образом, на московской вторичке продаются более молодые автомобили, а в России в целом — более возрастные. Стоит также отметить, что соотношение рынков новых и подержанных автомобилей в Москве составляет 1:2, а в российских регионах 1:4.

Как считает Роман Абрамов, в Москве благосостояние населения выше, и это вдвойне влияет на возраст автомобилей. С одной стороны, человек может позволить себе более свежую машину, с другой — он идет на это, так как в силу занятости не может себе позволить тратить много времени на обслуживание (чинить самостоятельно, заказывать запчасти и т.д). Как итог, машины старше 3–5 лет активно покидают столицу.

Между тем марочная и возрастная структура вторичного авторынка определила разницу в средней стоимости автомобилей с пробегом в Москве и России в целом. Как говорится в исследовании PwC и «Avito Авто», средняя цена подержанной машины в российских регионах составляет 380 тыс. руб., а в столице она более чем в 1,5 раза выше — 643 тысячи. И это при том, что из-за высокой конкуренции на московском рынке такие автомобили обычно дешевле, чем в других городах, о чем красноречиво свидетельствует поток покупателей со всей страны. По оценкам CarPrice, цены на аналогичные модели в столице ниже до 20%, в зависимости от региона. Например, Toyota Camry 2013 года с мотором объемом 2,5 л в идеальном состоянии в Москве при хорошем торге можно купить за 800 тыс., в Питере — за 900 тыс., а в Красноярске — за 1 млн руб. Таким образом, москвичи покупают более дорогие машины, но по более низким ценам, тогда как низкий средний ценник в провинции обеспечивают дешевые отечественные и возрастные автомобили.

Местный колорит

Если рассматривать структуру продаж подержанных машин по регионам, то крупнейшими рынками традиционно являются Москва и Подмосковье, чья суммарная доля превысила 12% за 10 мес. 2016 года. Третья строчка рейтинга принадлежит Краснодарскому краю, который занимает около 5% в общем объеме реализации автомобилей с пробегом. В пятерку крупнейших авторынков также входят Санкт-Петербург (3,7%) и Ростовская область (3%), гласят данные агентства «Автостат».

В ГК «АвтоСпецЦентр» также наблюдают увеличение продаж в южных регионах, включая полуостров Крым, для которого соседние области стали промежуточным пунктом поставки автомобилей. Вместе с тем Краснодарский край, где развито сельское хозяйство, находится в числе лидеров по социально-экономическому развитию в России. «В Краснодарском крае покупают машины, чтобы передвигаться на большие расстояния. В остальных регионах расстояния меньше, поэтому люди имеют выбор — передвигаться на автомобиле или на автобусе. Также климатические условия теплее, летом, например, когда жара 40 градусов, сложно перемещаться без кондиционера», — отмечает Роман Абрамов.

Кстати, рост спроса на автомобили с пробегом наблюдается практически во всех российских регионах, а лидером по этому показателю стала Удмуртия (+18,8% за 10 мес. 2016 года), демонстрирующая наилучшую динамику на протяжении последних шести месяцев. А вот падение продаж подержанных машин отмечено всего в двух субъектах России — в Дагестане (-3,7%) и Калининградской области (-1%). По словам Артема Самородова, за этими показателями, скорее всего, стоят социально-экономические факторы. К примеру, в Дагестане высокий уровень безработицы и низкие показатели по заработной плате на фоне лидирующих позиций по приросту населения. Но отрицательная динамика авторынка может быть связана, в том числе, и с исходной базой, с которой ведется сравнение. Действительно, в последний год региональные автомобильные рынки очень волатильны, и количество сделок может меняться лавинообразно, подтверждают в CarPrice.

Где не любят Ford Focus?

Что касается модельной структуры рынка иномарок с пробегом, самая популярная модель на российской вторичке — Ford Focus — лидирует сразу в четырех федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском. Она же возглавляет рейтинги продаж в Москве и Петербурге. А вот на Дальнем Востоке и в Сибири звание бестселлера носит Toyota Corolla. При этом если в ДФО пятерка лидеров целиком состоит из представителей Toyota, то в СФО она разбавлена за счет Honda CR-V. На Юге и Северном Кавказе наиболее популярными иномарками с пробегом являются Hyundai Accent и Toyota Camry соответственно. Стоит также отметить, что в западных округах в пятерке лидеров в основном наблюдается засилье американских и европейских автомобилей. В то же время в восточных округах в большей степени доминируют азиатские модели.

Как поясняет Денис Еременко, популярность определенных марок и моделей в различных регионах обусловлена особенностями пополнения рынков автомобилей с пробегом, развитостью дилерских сетей и маркетинговых решений автопроизводителей. Центральный федеральный округ и его окружение — это преимущественно дилерские машины, Дальний Восток и Сибирь — ввезенный из Японии и Кореи секонд-хенд. Однако с учетом новых правил игры, со временем рейтинги будут меняться в пользу дилерских автомобилей, официально импортированных или произведенных в России.

Читайте также:
Opel Vectra – советы покупателю

«В условиях снижения спроса на новые машины перевес в марочно-модельной структуре вторички будет смещаться в сторону производителей, кто перенес производство в Россию и, соответственно, может себе позволить давать более выгодные предложения на новые автомобили, а также в сторону стареющих, но более надежных и предсказуемых автомобилей», — резюмирует Роман Абрамов.

Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России

По сравнению с 2019 годом на конец 2020 года глобальный авторынок показал отрицательную динамику по количеству продаж автомобилей. Общемировые продажи составили порядка 77,7 млн авто, что на 14% меньше предыдущего года. Однако авторынок России в 2020 году вошел в ТОП-10 по общемировым продажам, несмотря на то что по сравнению с 2019 годом просел на 9,1% (рис.1).

Рис. 1. Топ-10 мировых авторынков в 2020 году, млн шт.


Источник: «ForAuto-2021. Автомобильный рынок: итоги и прогнозы»

По данным специалистов «Автостат», в конце 2020 года в России эксплуатировалось 45 миллионов легковых автомобилей. Для сравнения: 10 лет назад в 2011 году насчитывалось порядка 33 миллионов автомобилей. То есть за 10 лет, с 2011 по 2021 год, число легковых автомобилей на российских дорогах выросло почти на 36%. Однако если в 2011 году легковых автомобилей старше 10 лет насчитывалось порядка 50%, то в настоящее время их почти 60%. Основную долю в общем объеме легковых автомобилей в России занимают легковушки в возрастной категории от 11 до 15 лет (23%) (рис.2).

Рис. 2. Возрастная структура легковых автомобилей в России в 2011 – 2021 гг., %


Источник: Автостат

За прошедший 2020 год автобизнес России столкнулся с дефицитом как новых, так и подержанных машин. Вторичный рынок становится популярнее благодаря росту цен на новые машины, падению доходов и образовавшемуся дефициту на первичном авторынке. В 2020 купили почти 5,5 млн автомобилей с пробегом (новых – 1,46 млн). Рынок подержанных легковушек вырос на 1,7% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи новых легковых авто упали почти на 10% (рис.3).

Рис. 3. Динамика продаж новых и подержанных автомобилей в России, млн.шт.


Источник: Автостат, АЕВ

По состоянию на конец 2020 года в России на один купленный новый автомобиль приходилось 3,8 подержанных автомобилей (1:3,8) (рис.4).

Рис. 4. Соотношение продаж новых и подержанных легковых автомобилей за 2020 год, тыс. шт.


Источник: Автостат

Самый большой разрыв в продажах новых и подержанных авто зафиксирован в апреле-мае 2020 года, когда в связи с пандемией большинство дилерских центров не работало. Это привело к тому, что на один проданный новый автомобиль приходилось порядка 4,9 с пробегом. Тем не менее, уже в декабре 2020 года продажи новых автомобилей и подержанных находились в соотношении 1:3,5, как и в начале 2020 года.

Регионы-лидеры по продажам подержанных автомобилей

По состоянию на конец 2020 года на каждую 1000 жителей России было продано 48 автомобилей, в число которых входило 10 новых и 38 подержанных авто. По регионам России самое большое количество новых автомобилей на 1000 жителей было продано в Санкт-Петербурге и Москве, а подержанных – в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе (рис.5).

Рис. 5. Продажи новых и подержанных автомобилей на каждую 1000 жителей в федеральных округах России по состоянию на начало 2021 года, шт.


Источник: Автостат

По сравнению с 2019 годом незначительный рост продаж автомобилей с пробегом зафиксирован в нескольких регионах: г. Москва (+5,38) и г. Санкт-Петербург (+3,04), Свердловская область (+3,3), Республика Татарстан (+2,9) и Челябинская область (+2,8) (рис.6).

Рис. 6. Топ-10 территорий по продаже автомобилей с пробегом за 2019 – 2020 гг, тыс. шт.


Источник: Автостат (анализ)

Данные «Автостата» позволяют говорить о том, что по итогам 2020 года средневзвешенная цена подержанного легкового автомобиля в России составила 550 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем в 2019 году.

Средневзвешенная цена автомобиля с пробегом массового сегмента в прошлом году достигла 450 тыс. рублей, увеличившись на 10%. Аналогичный показатель в премиум-сегменте вырос чуть сильнее – на 11% до 1,46 млн рублей. Стоит отметить, что средневзвешенная цена б/у автомобиля рассчитывается с учетом объемов продаж по модели и году выпуска (без учета модификаций).

Сегмент автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет показал рост стоимости порядка 15 – 20%. Самый большой рост цен на «вторичке» был на «свежие автомобили» в возрасте от 3 до 5 лет. А вот более возрастные машины (10, 15, 20 лет) показали прирост всего около 5%.

Эксперты считают, что рост цен и дефицит автомобилей у дилеров вынудили россиян перейти на вторичный рынок, что привело к нехватке и подержанных машин в России. Другими словами, повышение цен на новые автомобили, а также их дефицит стали основными драйверами переориентации потребителей на ассортимент вторичного рынка.

При этом уже сейчас автоэксперты отмечают, что хороших предложений на «вторичке» практически не осталось.

Кроме того, подержанные машины в России к концу 2020 года подорожали в годовом выражении на 9%, а их средняя стоимость на конец декабря 2020 года составляла 666,4 тыс. рублей. По мнению специалистов, это связано с курсом рубля и нехваткой на «вторичке» качественных и «честных» автомобилей, а также наплывом перекупщиков. По сути, рост цен и объема продаж автомобилей с пробегом, в основном, произошел в декабре 2020 года, когда только за один последний месяц года было продано более 530 подержанных машин. Это на 16,6% больше, чем в декабре годом ранее.

Читайте также:
Сколько стоит капитальный ремонт автомобиля?

ТОП автомобильных брендов по продаже «вторички»

В течение 2020 года на вторичном рынке лидерство удерживал отечественный автомобиль Lada, спрос на который, правда, по сравнению с предыдущим годом, уменьшился на 4,7%. Если в 2019 году было продано порядка 1 346,5 тысяч этих авто, то в 2020 году – 1 283,5 тысяч. В общем объеме продаж автомобилей с пробегом эта марка занимала долю в 23%.

Следующее место по объему продаж на вторичном рынке, как и в 2019 году, занимает автомобиль марки Toyota. Автомобили этой марки были проданы в России в количестве 619,7 тыс. шт., что на 3,7% или 597,6 тыс. шт. больше, чем годом ранее.

На третьем месте по объему продаж находятся автомобили марки Nissan. Всего в 2020 году авто этой марки на вторичном рынке было продано 315 тыс. шт., что на 3,8% больше, чем в 2019 году. Годом ранее было продано 303,9 тыс. шт. (рис.7).

Рис. 7. Доля Топ-5 марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в России, %


Источник: Авито Авто.

В Топ-5 самых продаваемых автомобилей с пробегом в России вошли также авто марок Hyundai и KIA. Продажи подержанных автомобилей Hyundai в 2020 году показали рост 7,3%, по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, если в 2019 году было продано 284,5 тыс. шт., то в 2020 году – 305,2 тыс. шт. Что касается KIA, продажи авто этой марки также увеличились в 2020 году по сравнению с предыдущим на 12,8% и составили 298,8 тыс. шт.(табл.1).

Таблица 1. Топ-10 марок легковых автомобилей с пробегом, проданных в России за 2019 – 2020 гг.

Всего по России

Из 10 лидирующих марок автомобилей на вторичном рынке России только две марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – отечественная LADA (-4,7%) и FORD (-1,4%). Все остальные марки-лидеры продемонстрировали положительный рост продаж в 2020 году по сравнению с предыдущим. Наибольший рост наблюдался у марки KIA (+12,8%).

Самым популярным среди россиян в 2020 году был автомобиль Ford Focus, который, правда, по сравнению с предыдущим годом снизился в продажах на 1,8%. LADA 2114 также была востребована у жителей России и тоже показала отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – минус 8,9% (рис.8).

Рис. 8. Топ-5 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2019 -2020 г., тыс.шт.


Источник: Автостат

Далее следует Hyundai Solaris, KIA Rio и Toyota Corolla, показавшие рост продаж по сравнению с 2019 годом на 8,2%, 15,2% и 1,6% соответственно.

Самый большой прирост в продажах по сравнению с 2019 годом показал автомобиль KIA Rio (+15,2%), а самое сильное падение отмечено у отечественной LADA 2107 (-12,3%).

Эксперты Автостата в Топ-10 востребованных моделей автомобилей на вторичном рынке включили также Lada 2107, которая сократилась в продажах по сравнению с 2019 годом со 118,4 тыс. до 103, 8 тыс., или на 12,3%; Lada 2170 Priora – 102,2 тыс. (-3,8%); Lada 2190 Granta – 94,4 тыс. (+12%); Lada 2121 Niva – 90, 8 тыс. (-0,1%); Lada 2110 – 83,3 тыс. (-14%) и Renault Logan – 79,2 тыс. (+1,3%) (рис.9).

Рис. 9. Топ-20 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2020 г., тыс. шт.


Источник: Авито Авто (анализ)

Как и в 2019 году, самыми популярными на вторичном рынке России были кроссоверы и внедорожники из сегмента SUV, продажа которых в 2020 году составила 1,49 млн. Второе место по продажам заняли средние авто из сегмента С – продано порядка 1,42 млн., а третье место – у компактных автомобилей класса В – 1,05 млн. (рис.10).

Рис. 10. Сегменты Топ-5 на вторичном рынке автомобилей в 2019 – 2020 гг., млн шт.


Источник: Автостат (анализ)

Седаны являются наиболее предпочтительным автомобилем по типу кузова на вторичном рынке в 2020 году. Их доля занимает 42% в общем объеме рынка подержанных автомобилей. Второе место занимают универсалы с долей 33%, на третьем месте хэтчбек/лифтбек -22% (рис.11).

Рис. 11. Соотношение легковых автомобилей с пробегом по типу кузова на вторичном рынке, %


Источник: Автостат

Прогноз развития вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» – 20% за I квартал.

Читайте также:
Всегда ли законны требования инспектора остановиться?

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года – на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).

Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей


Источник: Авто.ру.

Высока вероятность, что продажи на вторичном рынке авто будут сокращаться, в первую очередь, в силу его насыщения в 2020 году. Большой спрос на автомобили с пробегом в предыдущем году оказали влияние на снижение количества предложений на вторичном рынке, поэтому необходимо определенное время для того, чтобы рынок стабилизировался. Эксперты спрогнозировали рост цен на новые автомобили, соответственно, поднимутся цены и на авто с пробегом. Но повышение цен на вторичном рынке прогнозируется как незначительное по причине увеличения срока эксплуатации и пробегов авто. Одновременно с ростом срока владения будет наличествовать дефицит ликвидных вариантов автомобилей с пробегом.

Особенности вторичного рынка автомобилей


Мы дошли до такого уровня социального устройства жизни, что сегодня купить автомобиль можно, практически не выходя из дома. Вы только представьте, что такое машина для человека, живущего в советском союзе? Мало того, что транспортное средство было не из доступных, в финансовом плане, так его ещё и не просто было найти, не то, что купить. Многие люди из старшего поколения помнят те времена, когда за автомобилями выстраивались многотысячные очереди, и свою «ласточку» будущие водители дожидались с благоговейным трепетом. А каким счастьем было найти владельца «Жигулей», или «Москвича», который согласился бы продать своего верного друга за деньги. И такое случалось, но известны случаи, когда «Шестёрки» обменивались на вполне современного устройства квартиры, что сегодня, несомненно, посчитали бы сумасшествием.

Да и вообще сегодня много чего изменилось. Темп жизни ускорился до невероятных пределов, промышленность штампует автомобили как горячие пирожки и распродаёт их быстрее, чем бабушки на базаре. Но если рынок новых автомобилей имеет стремительный рост, то так называемая «Вторичка» разогналась до такой степени, что приблизилась к настоящим космическим скоростям в самом рыночном смысле этого слова.

Вторичный автомобильный рынок сегодня ставит мировые рекорды по продажам автомобилей во всём мире, наверное вы сами не раз вносили свою лепту в его развитие, покупая или продавая свой старый автомобиль. А как вы ограждаете себя от недобросовестных продавцов, для которых подержанные автомобили в любом состоянии стали настоящей золотой жилой, где многие успели сколотить состояние, называя себя «Перекупами?» Наш сайт провёл собственное расследование и нашёл самый надёжный и проверенный VIN Lookup, способный определить основные параметры автомобиля по номеру VIN и сверить их с реальным состоянием транспортного средства. Покупаете автомобиль? Куда же вы без наших полезных советов?

Как правильно купить подержанный автомобиль?


Покупая автомобиль «с рук», всегда нужно быть настороже – немного отвлекся, и стал владельцем старого корыта по цене новенькой иномарки. Перекупщики – великие психологи, и продать любой автомобиль «любой ценой» для них дело времени. Не спорю, иногда они предлагают поистине привлекательные варианты, но не стоит расслабляться, ведь этот бизнес далёк от совершенства:

  • Самый простой и проверенный способ купить хороший автомобиль по хорошей цене – это приобрести его у родственников, они то точно не обманут. Но такие удачные ситуации подворачиваются не всегда, да и вообще у родственников может и не быть автомобилей, либо среди них не окажется того, который вам нужен. Тогда у вас только два варианта – искать автомобиль по объявлению, либо ехать на рынок подержанных автомобилей;
  • И тот и другой варианты имеют свои особенности и по-своему опасны. Никогда не торгуйтесь, не узнав полную информацию об автомобиле, это поможет вам сохранить разум холодным, а психику более устойчивой к убеждениям продавца о состоянии его авто. Зная реальное положение вещей вам будет легче отказать, даже если автомобиль уж очень вам приглянулся;
  • Перед тем, как «Пробить» автомобиль по VIN, тщательно осмотрите его снаружи и изнутри, проверьте подкапотное пространство, лакокрасочное покрытие. Любые несоответствия с заводской конструкцией должны вызывать вопросы к продавцу и сказаться на конечной цене. Даже битые и прошедшие все стадии ремонта в автосервисе автомобили могут быть очень хорошего качества, но и стоить они должны соответственно, будьте внимательны.

Никогда не доверяйте продавцу. Его дело – продать, даже если он «не из этих», он любыми средствами будет стараться избавиться от автомобиля, в каком бы состоянии тот ни находился. Иногда может понадобиться помощь профессионалов, ведь главная проблема может крыться очень глубоко, и она станет вашей головной болью, если только вы не будете следовать нашим советам. Желаем удачи в выборе вашего «нового» подержанного автомобиля.

Дешевые и надежные: что можно даже сейчас покупать на вторичном рынке

В России цены на подержанные автомобили на сайтах агрегаторов объявлений стали снижаться. Это подтверждают эксперты, а также сами продавцы. Какие модели стоит покупать даже в условиях дефицита запчастей?

Читайте также:
Наши «иномарки»: Renault Logan

Как выбрать надежный автомобиль и сэкономить

Как считает эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, в нынешней ситуации покупка машины на вторичке должна происходить с оглядкой на стоимость обслуживания. По словам специалиста, это связано с подорожанием запчастей.

Вторичка 19 апреля Что будет с ценами на машины с пробегом: автоподборщик раскрыл секреты

Новости 18 апреля В России назвали самые популярные бу мотоциклы. Цены и спрос

«Если решили купить авто с пробегом в этот сложный период, то лучше потратить время и изучить технические особенности — так вы сможете сэкономить и не получить недвижимость, ожидающую запчасти в сервисе», — объяснил Чернов.

Кроме этого эксперт подготовил специально для Autonews.ru небольшую памятку, которая поможет при выборе бюджетной модели на вторичном рынке:

  • Выбор подержанного автомобиля лучше начать с фильтра по типу трансмиссии. Лучше отсеять все машины с вариатором и роботом — дело не в надежности, а в стоимости сервиса и ремонта.
  • Затем нужно убрать все двигатели, которые имеют проблемный привод ГРМ, слабые цепи, склонность к задирам или ненадежные форсунки.
  • Не стоит связываться со сложными подвесками (замена стоек у автомобиля с пневмоподвеской сейчас может сравниться с ценой подержанного автомобиля).
  • Необходимо избегать моделей с большими пробегами. В первую очередь, речь идет о машинах, которые использовались в такси и каршеринге.

Самые выгодные авто сегмента B

Схожего мнения придерживается и руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. При покупке машины на вторичке эксперт рекомендует обращать внимание на стоимость владения и надежность авто. Все остальное зависит исключительно от кошелька покупателя.

Например, не так давно аналитики «Автостата» провели масштабное исследование (есть в распоряжении Autonews.ru), чтобы определить лидеров в различных сегментах по стоимости владения (учитываются расходы, связанные с покупкой и эксплуатацией автомобиля: страхование, транспортный налог, зимние шины, техобслуживание, топливо). Так, в сегменте B первое место занял хэтчбек Lada Xray. Второе и третье место досталось Lada Granta и Lada Vesta.

Член «Союза автоэкспертов и оценщиков» Виталий Пуняков также отметил надежность отечественных машин. По его словам, приобретение Lada в возрасте до семи лет в нынешней ситуации будет неплохим вариантом.

«Отечественные Granta и Vesta надежны по основным агрегатам, их моторы и коробки не будут доставлять крупных проблем на разумных пробегах. Однако эти машины могут раздражать по мелочам, но это компенсируется их невысокой стоимостью, ведь они самые доступные в своих сегментах», — заметил эксперт.

Бюджетные корейцы

В крупном автосалоне по продаже подержанных машин корреспонденту Autonews.ru рекомендовали обратить внимание на популярные корейские иномарки — например, на Hyundai Solaris или Creta.

«Для этих машин сейчас не существует проблем с запчастями. Китайскими аналогами можно заменить все: есть даже двигатели в сборе. Более того, разборки на данный момент предлагают любые позиции. Отремонтировать эти машины, грубо говоря, могут в любом гараже. Специального оборудования для этого чаще всего не понадобится», — объяснил представитель автосалона.

Но при этом он порекомендовал потенциальным покупателям быть предельно внимательными при покупке. «За свою надежность автомобили расплачиваются плохим обслуживанием. Раз машина все терпит — ее не жалеют. Поэтому надежные версии не только стоят значительно дороже, но частенько от их ресурса уже ничего не осталось», — объяснил работник торговой компании.

А Виталий Пуняков отметил, что цены на корейские седаны значительно выше отечественных аналогов. Однако эксперт уверен, что проблем такие машины доставят в разы меньше, чем Lada и «по мелочам не будут беспокоить».

Доступные европейцы

Среди «бюджетных» моделей европейских марок Пуняков рекомендовал обратить внимание на Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Эксперт отметил, что по сравнению с отечественными и корейскими машинами, они технологичны и «доставляют удовольствие от вождения».

«При этом такие модели требуют к себе другого отношения и более внимательного обслуживания. А в сегодняшних условиях неопределенности с их производством и поставками запчастей, это может повлечь за собой трудности для владельцев. Что будет дальше покажет время», — предупредил эксперт.

Кирилл Чернов также выделил два этих автомобиля за надежность. По его словам, связка атмосферного двигателя 1.6 и классического автомата на автомобилях VAG показывает себя достойно.

«Skoda Rapid или Volkswagen Polo с этим мотором — мечта любого извозчика. Такой агрегат с небольшими изменениями ставят до сих пор. Главная проблема в том, что не замученную машину редко кто продает», — подчеркнул эксперт.

В список надежных и выгодных для приобретения подержанных машин европейских марок Виталий Пуняков добавил Renault Logan/Sandero/Duster. Эксперт напомнил, что производство запчастей для них широко локализовано в России и странах СНГ, а благодаря технической простоте обслуживать и ремонтировать французские машины можно практически везде. Кроме этого, надежность авто никогда не вызывала вопросов.

«Нетривиальные варианты»

Кирилл Чернов порекомендовал потенциальным покупателям мыслить нетривиально при поисках бюджетного варианта на вторичном рынке. По его словам, если «искать в лоб», то с вероятностью 99% можно купить сильно уставший, смотанный или битый автомобиль, да еще и переплатить за него. Среди возможных решений эксперт привел несколько примеров из своей практики.

За 3 недели поиска при бюджете в 700 000 — 1 200 000 руб., ему удалось найти несколько оптимальных вариантов. Самым беспроблемным из них стала Lada Vesta SW, которая стоила на вторичке 1,1 млн руб. При этом эксперт подчеркнул, что по надежности эти универсалы ничем не уступают Opel или Ford.

Вторым кандидатом на покупку стала многими забытая Kia Venga. Этот автомобиль с пробегом 180 000 км от первого владельца в отличном состоянии стоил всего 650 000 руб. При этом эксперт объяснил, что найти машину за такие деньги удалось только благодаря тому, что Venga — не самая популярная модель на вторичке.

Читайте также:
Советы юриста: Что делать, если украли номера?

В первую тройку в рейтинге Кирилла Чернова вошел и Volvo XC70 с мотором 3,2 л с пробегом в 350 тыс. км за 1 млн руб. «До серьезных денежных вливаний еще ездить примерно 150 тыс. км. И найти эту машину удалось только благодаря тому, что всех отпугивает пробег. Безусловно, это разумно, но иногда есть исключения», — резюмировал эксперт.

Что с ценами

Эксперты сходятся во мнении, что недавний стремительный рост цен на вторичке сильно остановил спрос. В итоге клиенты просто не готовы отдавать такие деньги за подержанные машины. Как результат — уже сейчас в некоторых сегментах рынка видна динамика на снижение цен.

«На вторичке многие продавцы разом скинули по 20-40% стоимости, вернув ее на привычный уровень. Зачем они задирали до этого стоимость вдвое — вопрос отдельный, к экономике отношения не имеющий», — пояснил Чернов.

Сразу в двух автосалонах по продаже подержанных машин также признали корректировку цен. «Скажем так, на самые популярные модели цены немного снизились. Также ввели хорошие скидки. Я не могу сказать, что в феврале-марте был какой-то взрывной рост спроса, о котором многие говорят. Но сейчас однозначно клиентов стало меньше», — рассказал менеджер одного из крупных столичных автосалонов.

Анализ ситуации на вторичном рынке автомобилей

Новиков, А. В. Анализ ситуации на вторичном рынке автомобилей / А. В. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 517-519. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24417/ (дата обращения: 15.09.2022).

На фоне падения продаж на рынке новых автомобилей рынок подержанных автомобилей выглядит еще более привлекательным сегментом. Многие покупатели не имеют достаточно средств для покупки нового автомобиля, поэтому наилучший вариант для них — это покупка подержанных автомобилей. Это связано с общим снижением покупательской способность населения. Согласно данным «Автостата» в настоящее время ¾ всех продаж на ранке автомобилей России приходится на подержанные автомобили. Даже если новый автомобиль был куплен полгода назад в дилерском центре его цена будет существенно отличаться от нового автомобиля, не смотря на то, что он был в использовании короткий срок.

Дилеры заинтересованы в освоении данного рынка, так как он имеет солидные возможности по получению прибыли. Основными факторами, влияющими на продажи подержанных автомобилей, являются состояние экономики России и размер налогообложения. Также к числу негативных факторов, влияющих на покупку автомобилей, можно отнести ужесточение кредитования со стороны банков и увеличение стоимости страхования автомобилей. На данный момент в России не существует стимулирующих программ для рынка подержанных автомобилей. В тоже время рынок подержанных автомобилей остается высоко рискованным, так как покупателям сложно определить истинное состояние автомобиля, был ли он поврежден и имеет ли серьезные неполадки, так как с первого взгляда сложно определить и неисправности могут проявиться только через месяц использования. Покупая автомобиль у частного лица у покупателя не остается никаких гарантий на него.

На рынке подержанных автомобилей России основным ориентиром при формировании цены выступает известный портал Drom.ru. Через данный портал можно узнать нижний и верхний порог цен на любую модель автомобиля. Формирование цены на подержанный автомобиль зависит как он самого автовладельца, на сколько быстро он хочет продать свой автомобиль, так и от его состояния, пробега, количества собственников за период использования автомобиля и многих других факторов. На территории России в настоящее время 17,9 % подержанных автомобилей имели одного — двух владельцев, 58,9 % автомобилей сменили трех-четырех владельцев, а 23,4 % машин более шести владельцев. На каждый двадцатый автомобиль наложено ограничение регистрационных действий, что означает невозможность беспрепятственно поставить купленный автомобиль на учёт. Также на многих подержанных автомобилях продавцы «скручивают пробег». Данная процедура не дорогостоящая, но при этом существенно увеличивает стоимость автомобиля. Такие нюансы сложно определить простому покупателю и для этого многие приглашают независимых экспертов для оценки состояния автомобиля. Учитывая все сложности, связанные с продажей автомобиля, многие владельцы отказались от идеи самостоятельно продавать свой автомобиль и предпочитают использовать компании-посредники. Так как предпродажная подготовка, если автовладелец добросовестный, занимает много времени. Также компания-посредник проводит экспертизу автомобиля продаваемого автомобиля, сверяет все vin-номера, проводит анализ состояния ЛКП автомобиля, который позволяет выявить факты кузовного ремонта.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат» в 2011 году количество проданных автомобилей на вторичном рынке составило 3,7 млн., в 2012 году — 4,6 млн., в 2013 году — 4,02 млн., в 2014 году — 5,4 млн., а в 2015 году — 4,8 млн. автомобилей. Анализ данных представлен на рис. 1.

Рис. 1. Количество проданных подержанных автомобилей (млн.)

Проведя анализ данных по объему рынка подержанных автомобилей в России за период с 2011–2015 гг. можно сделать вывод о том, что по сравнению с 2011 годом объем вырос, но основной пик продаж на данном рынке был в 2014 году, в то время как в этом году он идет на убыль. Упадок продаж на вторичном рынке автомобилей обусловлен общей экономической ситуацией в России.

Для анализа рынка подержанных автомобилей в России проведем анализ наиболее востребованных марок в период за январь — октябрь 2013–2015гг. на основании данных «Автостат» (табл.1).

Рейтинг марок подержанных легковых автомобилей в России 2013–2015гг.

Ссылка на основную публикацию